В мировой практике практически все инвестиционные проекты описываются с помощью бизнес-планов. В венчурные фирмы поступают тысячи бизнес-планов в год. Их также запрашивают коммерческие банки, промышленные компании, индивидуальные инвесторы. Бизнес-план - это общепринятое средство деловой информации.
Развитие рыночных отношений в нашей стране происходило стихийно, и потребность в бизнес-планах появилась довольно поздно. Первые бизнес-планы, как "заморская диковина" появились в России 90-х годов, в то же время большинство предприятий продолжало использовать более привычные технико-экономические обоснования.
По мере развития рыночной экономики и международных связей потребность в разработке бизнес-плана перестает вызывать сомнения. И уже в 1994-95г.г. он становится обязательным документом, применяемым в целях "совершенствования методов расчета экономической эффективности проектных решений и коммерческой целесообразности вложений инвестиций".
Российские предприниматели иногда неправильно оценивают смысл и назначение бизнес-плана и не уделяют ему достаточного внимания. По большей части такое отношение вызвано представлением о бизнес-плане, как о некотором "отчетном", никому не нужном документе. Считается, что при разработке бизнес-планов впустую перерабатывается огромное количество информации, и далее разработанный документ кладется в ящик и забывается. Это неверно. Усилия, затраченные на планирование, никогда не бывают напрасными, потому что наработанный опыт позволяет избежать крупных ошибок и максимально плодотворно использовать имеющиеся ресурсы.
Пять процентов от стоимости проекта, затраченных на планирование, позволяют сэкономить до пятидесяти процентов от совокупных затрат проекта!
Основная цель разработки бизнес-плана
- спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.
Хорошо разработанный бизнес-план определяет и раскрывает все основные вопросы по проекту, просчитывает финансы предприятия и предсказывает различные варианты развития ситуации:
- Как будет развиваться производство
- Как будет реализовываться товар, выполняться работа или оказываться услуга
- Что принесет данная идея
- Какие шаги необходимо предпринять при благоприятной обстановке (экономической, политической, конкурентной) и при непредвиденных обстоятельствах.
Бизнес-план надо всегда иметь наготове. Если Вы захотите привлечь кредиты, инвестиции или профинансировать интересный проект - во всех этих случаях Вам срочно понадобится бизнес-план.
|